Естественная последовательность — воспитание в подростковом возрасте

Есть одна концепция воспитания в подростковом возрасте, основанная на так называемой «естественной последовательности». В настоящее время эта концепция довольно популярна как в России, так и за рубежом. В основании ее лежит принцип, который гласит, что наказаний как таковых быть не должно, наказанием должны стать естественные последствия совершенных поступков. Последствия могут быть двух видов — естественные, происходящие сами по себе, и логические. Естественные последствия — это, по сути, естественное наказание. Это примечательно тем, что ребенок потом не сможет никого обвинить, кроме как себя самого.

Наверняка все родители порой сталкиваются с ситуациями, которые регулярно вызывают семейные конфликты, хотя с помощью концепции естественных последовательностей их легко разрешить.

Каким же образом сделать так, чтобы эта естественная последовательность сработала? Нужно, что называется, пустить событие на самотек, позволив ситуации развиваться самостоятельно. Но перед этим нужно задать себе несколько вопросов:

Что случится, если я не вмешаюсь? Что может случиться самого страшного, если я не вмешаюсь? Если ответы на эти вопросы будут не слишком пугающими, то можно делать следующее.

Во-первых, не напоминайте ребенку, что он должен сделать. Не говорите ребенку, что произойдет, если он не сделает что должен.

Когда последствие наступит, ни в коем случае не злорадствуйте.

Приведем для примера часто встречающуюся ситуацию: ребенок разбрасывает игрушки в своей комнате и не собирает их, несмотря на ваши замечания.

1.    Вы задаете себе вопрос: что страшного может случиться, если вы не вмешаетесь?

а) По детской комнате трудно будет ходить — но это комната ребенка, и ходить там будет он.

б) Когда папа вернется вечером домой, ему не понравится беспорядок в квартире — но беспорядок не в квартире, а только в детской.

в) Бабушка, если зайдет в гости, может сказать, что вы не умеете воспитывать ребенка, вот в ее годы все было по-другому — но совершенно не обязательно она придет, к тому же в ее годы, скорее всего, все было точно так же.

2. Вы не напоминаете ребенку, что надо убирать за собой игрушки, даже если вам очень хочется это сделать.
3. Не говорите ребенку, что случится впоследствии, пусть все идет как идет. Что может случиться? Ребенок может случайно сломать игрушку, наступив на нее, или потерять какую-нибудь из них. Это и будет естественным последствием, которое может заставить ребенка навести в комнате порядок.
4. Наконец, ни в коем случайте не злорадствуйте, не радуйтесь, не говорите ничего вроде «Я тебя предупреждала», «Так и должно было быть» и т. д. Услышав такое высказывание, ребенок будет обижаться на вас, вместо того чтобы осознать, что произошло и почему. В этом случае естественная последовательность не сработает.

Есть некоторые случаи, когда естественные последовательности заведомо не срабатывают или могут быть даже опасны для ребенка. Поэтому не стоит полагаться на эту методику, если:

  • Последствия могут быть опасны для ребенка. Так, например, не стоит пускать все на самотек, когда ребенок выбегает на проезжую часть.
  • Последствия могут доставлять недовольство или причинить вред окружающим, например, если ребенку вдруг захочется испачкать кого-то в краске или земле.
  • Между причиной и последствием проходит слишком много времени. В этом случае ребенок просто не сможет связать причину и следствие. Если ребенок не хочет учиться в начальной школе, то не стоит закрывать глаза на его плохие отметки.
  • Последствия затрагивают не ребенка, а, скажем, вас. Например, если он оборвал все цветы с соседской клумбы, то достаться может скорее вам, за то, что не остановили.

Добавить комментарий

(*) обязательны к заполнению